Прежде, чем заняться мотокроссом, следует, в первую очередь, обзавестись необходимой экипировкой. По мнению многих, мотокросс не относится к самым опасным видам спорта, однако защитой пренебрегать все же не стоит ни в коем случае. Шлем является самой важной частью мотоэкикировки, поскольку предохраняет голову от ударов при падении с мотоцикла или в случае аварии. Кроме того, он отлично защищает от ветра, пыли, воды и насекомых.
От остальных шлемов мотокроссовый отличается рядом параметров. У него расширенная нижняя «челюсть», назначение которой – защищать подбородок при неожиданных ударах об грунт. Кроме того, запас пространства внутри подбородочной части облегчает дыхание пилота при тяжелой физической нагрузке на треке.
Еще одним отличием мотокроссовых шлемов является большой козырек, который выполняет несколько функций. Он защищает, во-первых, от солнца, во-вторых, от грязи, летящей как из-под колес двигающихся впереди соперников, так и своих. В-третьих, при гонке во время дождя козырек снижает загрязнение очков. Даже если у них сменные защитные пленки, их запас может закончиться. И, в-четвертых, на проходящей по лесу трассе козырек защитит кроссовые очки от повреждений ветками деревьев и листвой.
Оболочка шлемов для кросса изготавливается из различных материалов. Лучше всего себя зарекомендовали шлемы из таких современных составляющих, как карбон (углепластик) или фибергласс (стекловолокно, поликарбонат). Оболочка кроссового мотошлема дополнена козырьком, механизмом визора, защитой для шеи, подушками для щек, верхними подушками, боковыми накладками, холдером визора, дефлектором дыхания, защитной сеткой, подкладкой в шлем, защитой подбородка, внутренней вставкой, верхней вентиляцией, болтами для крепления визора и боковыми заглушками.
При выборе кроссового шлема следует учитывать такие показатели, как материал, вес и наличие отверстий для вентиляции. Карбоновые шлемы весят меньше, чем фиберглассовые, что очень важно в мотокроссе, поскольку из-за большого веса шлема мышцы шеи испытывают сильную нагрузку, в результате чего спортсмен быстро устает.
Что же касается критических ситуаций, то при падении тяжелый шлем может оказать негативное воздействие на шейный отдел позвоночника. Вентиляция очень важна, однако отверстия для нее не должны влиять на безопасность, так как их наличие все же снижает прочность шлема. Поэтому следует выбирать кроссовый шлем с системой вентиляции, которая будет оптимальной как для комфорта, так и для уровня безопасности.
Также важен размер кроссового мотошлема. Прежде чем использовать этот вид экипа, его следует примерить и убедиться, что он правильного размера и удобно располагается. Мотошлем для кросса не должен напрягать, мешать, тереть или давить. Важно, чтобы на голове он сидел прямо, но при этом не вызывать неприятных ощущений, а черта порта для очков - находилась немного выше бровей.
Поначалу новый шлем может показаться тесным, но через некоторое время он «разносится» и станет свободнее. Если же между шлемом и головой можно просунуть пальцы, то нужен меньший размер. Лучше всего примерить несколько шлемов и выбрать тот, в котором наиболее комфортно. При покупке шлема для кросса экономить не стоит и желательно выбрать изделие известного производителя.
Кроссовые шлемы из-за своей легкости и довольно высокого уровня защиты используются не только в мотокроссе или эндуро, их с успехом применяют для квадроциклов, поездка на которых не обходится без той же земли, грязи и веток деревьев.