Важным аспектом эксплуатации экипировки, в частности шлема, является еще и профилактический уход: чистка, стирка, смена расходников и прочее. В перспективе я постараюсь рассказать обо всей экипировке, но сейчас начнем именно с ухода за шлемом.
Визор
То что протирать визор нужно регулярно - это понятно всем. Через грязный визор ничего не увидишь. В предыдущей статье я говорил, что внутреннюю часть визора (если там нанесен антифог) лучше не трогать. Максимум промыть под легкой струей воды. С внешней стороной попроще, но тем не менее нужно быть аккуратнее, чтобы не поцарапать ее. Можно использовать мягкие мыла или шампуни, но ни в коем случаи не вздумайте брать какие то чистящие средства на основе масел или спиртов - они легко могут испортить ваш визор. Лично мне хватало обыкновенной воды, для того чтобы привести визор в первозданный вид. Ни в коем случаи не пользуйтесь всякими примочками по типу «анти-дождь» - они предназначены исключительно для стекла. Мало того что не помогут, так еще и есть шанс визор испортить. Что касается антифога - то тут я уже говорил, что хватает его при бережном использовании где-то на сезон. В случаи если антифога на шлеме нет, то визор смело можно мыть с обеих сторон.
Корпус шлема
Внешняя часть шлема не столь критична как визор, но поддерживать в чистоте ее тоже необходимо. Это связано не только с внешним видом, соль здесь в том, что материал, из которого сделан шлем, тоже подвержен химическому воздействию солей, грязи, масел и прочей нечисти бывающей на дороге. Это может крайне негативно сказаться на свойствах шлема. Покрытие может стать в конечном итоге хрупким или потрескаться. Для мытья лучше использовать опять же мягкие мыла или шампунь. Не в коем случаи не наливайте мыло прямо на шлем. Все выступающие более чем на 5 мм части части шлема (спойлеры, обтекатели или воздухозаборники) принято на заводах изготовителей приклеивать на клей (чтобы при падении, они беспрепятственно отлетели, не дав вашему шлему зацепится за что-нибудь), а концентрированные мыльные растворы могут войти в реакцию с этим клеем. Понятное дело, что лучше не использовать какие то абразивные материалы для чистки, т.к. это испортит внешний вид шлема. Тщательно проверяйте чтобы на шлеме небыло трещин - такой шлем подлежит замене.
Начинка
Большинство современных шлемов имеют съемные внутренние элементы (щеки, подкладки), которые можно снять для чистки. Их нужно периодически стирать, хотя бы просто для гигиены. На ней скапливается очень много грязи, пота, макияжа и т.п. (особенно если вы ездите без подшлемника). Пользоваться стиральной машиной крайне не рекомендую - не поленитесь и постирайте ручками. Воздержитесь от использования стиральных порошков или грубых моющих средств, т.к. кожа лица и головы куда более нежная чем на теле и это может в дальнейшем вызвать раздражение. Лучше пользоваться мягким мылом или обычным шампунем. Ни в коем случаи не используйте для сушки фен! Профилактика и замена расходников
Шлем как и мотоцикл тоже нуждается в замене некоторых элементов со временем. Например визор, о чем я уже говорил выше. Рекомендую так же периодически проверять целостность ремешков и механизм застежки, при любой неисправности - заменить. Обращайте внимания на механизмы фиксации визора. Они так же изнашиваются и в некоторых шлемах их можно заменить. Если ваш шлем начал со временем болтаться на вашей голове - рекомендую заменить подкладки внутри шлема, если они съемные (так называемые “щеки”).
Итог
Шлем нуждается в уходе не меньше чем ваш мотоцикл, поэтому не ленитесь и уделяйте этому внимание, хотя бы раз в месяц. Например, гонщики MotoGP перепроверяют свою экипировку перед каждой гонкой. Срок эксплуатации шлема является 5 лет. После окончания данного срока шлем подлежит замене, т.к. материал из которого изготовлен шлем просто меняет к этому времени свойства и становится более хрупким и не способен должным образом защитить вас. И напоминаю, что шлем - одноразовая защита. После падения и удара - шлем отрабатывает и теряет всякие защитные свойства. Это не касается падений со стола. Шлема рассчитываются на то, что внутри находится еще 5 кг (т.е. ваша голова) - тогда то шлем отрабатывает на полную.